Михаил Алексеевич Лаврентьев

 

В этом году отмечается столетие со дня рождения М. А. Лаврентьева, выдающегося математика и механика, основателя Сибирского Отделения РАН, одного из создателей Новосибирского государственного университета.

Михаил Алексеевич Лаврентьев родился 6(19) ноября 1900 г. в Казани в семье преподавателя математики (впоследствиипрофессора механики). В школу пошел в Гёттингене, куда его отец был командирован на стажировку в 1910—1911 гг. После возвращения в Казань и окончания шестиклассного коммерческого училища поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но после трех курсов перевелся в Московский, который окончил в 1922 г. Ещё будучи студентом, начал вести преподавательскую работу (сначала в Казанском университете, затем в Московском высшем техническом училище). В годы учения, а затем аспирантуры в Московском университете огромное влияние на Михаила Алексеевича оказал Н. Н. Лузин, создатель крупнейшей математической школы.

Начало пути Лаврентьева в науке поражает стремительностью и размахом. В 25 лет ему присуждена премия Главнауки за работы по математике. В 27 лет, после завершения аспирантской работы, он получает командировку на полгода во Францию, его статьи публикуются в трудах Французской академии наук. В 28 он участник советской делегации, выступает на Международном математическом конгрессе в Болонье с докладом о квазиконформных отображениях. В 29 заведует кафедрой математики.

Поворотным периодом для М. А. Лаврентьева стала его работа (в 1929—1935 гг.) в качестве старшего инженера теоретического отдела ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), когда его научные интересы из сферы математики распространились также на механику, физику, инженерное дело. Здесь им были получены крупные результаты в теории обтекания крыла, колеблющегося и подводного крыла, удара твердого тела о воду. В своих воспоминаниях он писал: «Из работы в ЦАГИ я вынес для себя лично, во-первых, опыт приложения чистой математики к важным инженерным задачам и, во-вторых, ясное понимание, что в процессе решения таких задач рождаются новые идеи и подходы в самих математических теориях».

В книге «Проблемы гидродинамики и их математические модели» сформулировано кредо Лаврентьева как естествоиспытателя: «Большинство интересных физических процессов так сложно, что при современном состоянии науки редко удается создать их универсальную теорию. Вместо этого нужно посредством экспериментов и наблюдений постараться понять ведущие факторы, которые в тот или иной отрезок времени управляют процессом. Выявив эти факторы, следует абстрагироваться от других, менее существенных, и для данного участка и данного отрезка времени построить возможно более простую математическую модель».

С 1931 г. Михаил Алексеевичпрофессор МГУ. В 1934 г. ему присуждается ученая степень доктора технических наук, в 1935 г.физико-математических (обе без защиты диссертации, по полученным результатам). В 1935 г. М. А. Лаврентьев начал работать в Математическом институте имени В. А. Стеклова, который в это время был переведен из Ленинграда в Москву. В течение 25 лет он возглавлял созданный им в этом институте Отдел теории функций, являясь, по всеобщему признанию, главой советской школы теории функций.

В 1939 г. М. А. Лаврентьева избирают действительным членом Академии наук Украинской ССР, где он проработал последующие десять лет будучи директором Института математики, а затем (в 1945—1948 гг.) и вице-президентом Академии наук УССР.

В годы Великой Отечественной войны, когда Академия наук Украины была эвакуирована в Уфу, М. А. Лаврентьев напряженно работает над решением средствами математики и механики различных проблем оборонного характера, связанных с военно-инженерным делом. Тогда же он начинает подходить к разгадке действия кумулятивного заряда, блестящая гидродинамическая теория которого была опубликована им уже после окончания войны.

С 1946 г. Михаил Алексеевичдействительный член Академии наук СССР.

В 1949 г. М. А. Лаврентьев становится директором образованного при его участии Института точной механики и вычислительной техники АН СССР в Москве, где в короткий срок были созданы образцы ЭВМродоначальниц современной вычислительной техники. По его инициативе развернулись в широких масштабах работы по теории программирования.

Одной из наиболее революционных идей М. А. Лаврентьева как организатора науки была идея создания в Сибири крупного научного центра. Он выдвинул ее вместе с С. Л. Соболевым и С. А. Христиановичем в 1957 г., когда начавшееся интенсивное освоение Сибири, разведка ее недр, развитие в восточных районах промышленности и сельского хозяйства поставили перед наукой огромный диапазон задач, требовавших быстрого решения. «Именно нужды Сибири, писал Михаил Алексеевич, были главным побудительным импульсом создания нового научного центра». Правительство одобрило идею ученых. 18 мая 1957 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации Сибирского отделения Академии наук СССР, М. А. Лаврентьев становится председателем СО АН СССР, вице-президентом АН СССР, директором созданного им Института гидродинамики.

Основатели Сибирского отделения руководствовались тремя принципами, которые иногда называли потом «треугольником Лаврентьева». Первый принципкомплексное решение больших проблем современной науки, второйтесная связь с народным хозяйством, быстрая передача в практику новых научных идей и разработок и, наконец, третий, который можно было бы назвать и первым, это подготовка научных кадров.

Сибирское отделение должно было стать (и стало) первым в стране крупным комплексным центром, объединяющим и организационно, и территориально институты, работающие по различным направлениям фундаментальной науки. Огромная заслуга Михаила Алексеевича как руководителя Сибирского отделенияпоследовательное проведение в жизнь принципов комплексности и системности в создании научных центров.

Наиболее значительные результаты, полученные СО РАН, являются, как правило, итогом совместного научного поиска ученых различных специальностей. Отличительная и сильная черта сибирских научных школглубокое проникновение в науку математических методов исследованийсформировалась, несомненно, под влиянием Михаила Алексеевича.

В руководимом им Институте гидродинамики он стремился достичь органического сочетания исследований теоретического и прикладного характера, использования полученных результатов для решения важных практических задач, поставленных жизнью.

Ключом к настоящим и будущим успехам Михаил Алексеевич считал подготовку и воспитание научных кадров. За годы преподавательской и исследовательской работы он сумел создать крупные научные школы в области математики и механики, подготовить десятки талантливых ученых. Его ученики работают во многих научных центрах страны.

Он был одним из создателей физико-технического факультета МГУ и возникшего на его базе Московского физико-технического институтавуза нового типа, предназначенного для подготовки высококвалифицированных кадров для новых, быстро развивающихся отраслей науки и техники. Принципы Физтеха получили дальнейшее развитие в Новосибирском государственном университете, где все обучение ведется на базе мощного кадрового и материально-технического потенциала Новосибирского научного центра, они распространились и на другие университеты Сибири, работающие в тесном контакте с академическими научными учреждениями. В Сибирском отделении при активном участии М. А. Лаврентьева сформировалась многоуровневая система подготовки кадров для науки, высшей школы и народного хозяйства.

Михаил Алексеевич активно способствовал совершенствованию среднего образования. Во многом благодаря его усилиям начали проводиться и стали системой всесибирские олимпиады школьников, летние школы юных программистов, была организована первая в стране специализированная физико-математическая школа-интернат при НГУ.

Михаил Алексеевич придавал работе с молодежью первостепенное значение. «Особенно важно, что Сибирское отделение привлекло много способной молодежив первые годы из городов европейской части страны, а впоследствии с помощью специального отбора и подготовки школьников через олимпиады и ФМШ и со всех концов Сибири и Дальнего Востока. Новые принципы обучения и воспитания молодежи, соединение образования и науки полностью себя оправдали»,говорил он в 1977 г. во вступительном слове на Общем собрании СО АН СССР, посвященном 20-летию Отделения.

Неотъемлемой частью жизни Михаила Алексеевича Лаврентьева была государственная и общественная деятельность.

Много сделано М. А. Лаврентьевым для расширения и укрепления международного сотрудничества ученых. Он был организатором ряда международных симпозиумов, не раз возглавлял делегации ученых СССР за рубежом. На протяжении восьми лет был в руководстве Международного математического, союза, а в 1966—1970 гг. был его вице-президентом. Свидетельство его авторитета в мировом научном сообществеизбрание его членом восьми зарубежных академий.

Его научные достижения отмечены Государственными премиями СССР (в 1946 и 1949 гг.), Ленинской премией (1958 г.), золотой медалью АН СССР имени М. В. Ломоносова (1978 г.). В 1967 г. за выдающиеся заслуги в развитии науки и организацию Сибирского отделения АН СССР ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Люди такого масштаба, каким был Михаил Алексеевич, отдавшие себя служению Отечеству, остаются среди нас и после своей смерти. Имя М. А. Лаврентьева носят улицы Москвы и Казани, проспект в Новосибирском Академгородке, Институт гидродинамики СО РАН , физико-математическая школа при Новосибирском государственном университете, научно-исследовательское судно. Учреждена золотая медаль и премия Российской Академии наук имени М. А. Лаврентьева, которая присуждается за лучшие работы в области математики и механики. Регулярно проводятся Международные конференции «Лаврентьевские чтения», последняя из которых, посвященная столетию со дня рождения М. А. Лаврентьева, проведена в Новосибирске в сентябре 2000 г. Самая же лучшая память о Михаиле Алексеевиче Лаврентьевепродолжающее жить и развиваться его дело: научные школы в разных концах страны, крепнущие академические центры на территории Сибири, идущая в науку молодежь.