Математические бои на ММФ НГУ

Методические рекомендации

 

Планирование и реклама

Обычно наш бой идет либо 1 апреля (что предпочтительнее благодаря праздничному утреннему настроению; к сожалению, в последние годы это прайм-тайм отдано под веселые старты), либо в последнее воскресенье марта, тоже утром. Как только принято решение о точной дате - делается заказ у диспетчера НГУ Мальцевской аудитории (пока ее не заняли, например, физики под свою потоковую контрольную). Желательно развести бой с Медианой на 3-м курсе, которая обычно проводится в ночь с субботы на воскресенье приблизительно в те же сроки.

Реклама боя, как и всякая реклама вообще, должна быть агрессивной, т. е. проводиться по принципу «не клиент ищет рекламу, а реклама - клиента». Если делается большое объявление в холле главного корпуса у витражей - то заказывать его тоже нужно заранее, с запасом (художник может, как это уже бывало, травму или даже перелом руки получить, в самый неподходящий момент). Если, как это делается последние годы, развешиваются цветные объявления формата А4 (или 2 хА4).на стендах курсов напротив деканата - желательно размещать их одинаково на всех стендах (например, в правых верхних yглax). Тогда при движении мимо на любой скорости такая реклама будет засечена боковым зрением и обязательно привлечет внимание. Желательно также договориться с организаrгорами празднования Дня математика о включении боя в общую рекламу мероприятий этого праздника (посвящение, капустник, веселые старты, пресс-конференция, медиана и т. п.).

В ночь на последнее воскресенье марта делается переход на летнее время с переводом стрелок на час вперед - поэтому если бой назначен на утро воскресенья, как это обычно и бывает, то об этом тоже следует напомнить в объявлении. Заранее планируются и призы участникам боя - по традиции это билеты на капустник команде-победительнице и двум самым результативным болельщикам, а также торты, всем командам-участницам. Опять же по более чем двадцати-летней традиции - это торты «Прага» разных размеров, в зависимости от занятого места (тоже можно заказать заранее).

Кроме того, иногда требуется специальное разрешение проректора на вход в Главный корпус в воскресенье, иногда день боя совпадает с днем выборов депутатов разного уровня и т.п.; традиционно на всех боях присутствует декан и его замы по всем участвующим курсам - поэтому обычно планированием и решением всех могущих возникнуть вопросов занимается деканат, конкретно - хорошо ориентирующийся в текущей университетской ситуации технический директор боя, из опытных замдеканов.

Подбор задач

Подбором задач в течение года занимаются организаторы математической программы боя. Обычно в бою участвуют команды трех младших курсов, такой бой лучше вести по 6 задачам. Как показывает опыт, бой по большему числу задач или большему числу команд затягивается иногда более чем на 4 часа, что утомительно для деканата и болельщиков. Кроме того, в бою четырех команд по 6 задачам каждой команде кажется, что она находится «вне игры», и возникают личные обиды разной степени обоснованности. В случае же «3 команды - 6 задач» каждая команда имеет возможность вызвать каждую (по стандартному расписанию вызовов: АВС, ВСА, САВ, АСВ, СВА, ВАС - см. далее). И бой длится от 2 до 3 часов - что устраивает всех.

Вариант составляется сбалансированный (алгебра - анализ - геометрия - стереометрия - комбинаторика, в примерно равной пропорции, без перекосов), с одной - двумя задачами посложнее. Такие трудные и вязкие задачи (на олимпиадном жаргоне - «гробы») необходимы для того, чтобы сильная команда могла проявить свою силу независимо от очередности вызовов и других случайных обстоятельств (олимпиадные профессионалы хорошо знают, что на финалах России последние задачи в вариантах часто оказываются «гробами», даваемыми жюри с целью развести совсем уж сильных школьников, которые без труда все остальное решают). Иногда за «гробы» жюри боя, по своему усмотрению, распределяет двойное число баллов (24 вместо 12 за обычную задачу) - если есть за что.
Задачи мы даем не обязательно новые (не преподают же люди основные курсы только по своим результатам - когда столько всего вокруг наворочено?), при этом - из разных (нетривиальных) источников. По правилам боя, жюри может не знать ни решений предлагаемых задач, ни ответов к ним. Отсутствие у жюри решений и ответов не означает еще особой трудности этих задач. Например, если есть красивая задача для действительного значения входящего в ее условие параметра - и есть смысл исследовать ее на случай комплексного его значения, где задача распадается на многочисленные возможные случаи - то почему бы не дать командам возможность поспорить и повоевать за разные куски комплексной плоскости - как в одной из задач последнего боя?

Как показал опыт, часть задач наших боев уходит в факультетский фольклор и становится общеизвестной, а основная масса надежно забывается и допускает повторное использование через много лет (заодно появляется уникальная возможность посравнивать уровни студентов разных поколений). Поэтому организаторы научной программы долгое время возражали против публикации (в интернете в том числе) используемых задач. По просьбам участников с задач всех будущих боев (начиная с VII боя на День математика 2006 г.) это возражение будет снято.

За сутки до боя

Команды встречаются с организаторами для получения заданий обычно за сутки до боя, время и место оговаривается в объявлениях. Состав команд - обычно около 6 человек (по числу задач), с заранее выбранным капитаном. Количественный состав команды правилами не регламентируется и ограничивается сверху только числом призов команде-победительнице (не более 8). При этом команда может прийти на получение задач одним составом, решать задачи - другим, а на бой выйти - третьим. Единственное, что заранее оговаривается «джентльменским соглашением», заключаемым командами - это неучастие ни на каком этапе студентов других факультетов и курсов (а также внешних друзей, подруг, преподавателей и т. п.). Работают команды в удобных для них местах и режимах, руководит работой капитан. Во время боя по каждой задаче команду представляет один человек, поэтому заранее решается, кто за какую задачу в бою отвечает (один и тот же член команды может выступать по нескольким - хоть по всем, как это иногда бывает - задачам). Необходимы и эксперты по каждой из нерешенных командой задач, способные ориентироваться в решениях соперников, находить в них ошибки или пробелы, зарабатывая тем самым очки на оппонировании и рецензировании. (см. далее).

Капитанам следует заранее про инструктировать своих докладчиков в том, чтобы они начинали свои выступления с четкого и подробного объяснения условия разбираемой задачи. Потому что ни жюри, ни болельщикам задачи заранее обычно не известны. (Когда организаторы пытаются этого потребовать от плохо выспавшегося и взвинченного докладчика, уже настроившегося на заранее подготовленное свое выступление - реакция с его стороны бывает иногда самая неадекватная}. Кроме того, иногда докладчика (обычно - первокурсника) заклинивает на ровном месте - и он перестает  отвечать на простейшие вопросы. На этот (и другие) случаи в наших боях с этого года предусмотрена возможность каждой из команд один раз в течение боя взять либо минутный тайм-аут (для консультации докладчика с командой), либо заменить докладчика. Что-то одно из двух, либо то - либо это. Решение о тайм-ауте или замене принимает капитан.

Бой

Бой начинается с конкурса замдеканов (если присутствуют замдеканы по курсам-участникам), или с традиционного для матбоев конкурса капитанов. По его итогам команды получают номера А, В и С (и в дальнейшем роли команд меняются в соответствии с заранее составленным расписанием; общие для всех матбоев правила приводятся здесь по тексту статьи В. П. Федорова («Математический бой» в журнале «Kвант» № 10 за 1972 г.). После этого жюри предоставляет право команде А вызвать команду В на любую задачу, которая решена командой А и еще не рассказывалась. Если команда А не имеет таких задач, то она может отказаться от вызова, но при этом она лишится права выступать до конца боя. Поэтому иногда команда делает сознательный вызов на нерешенную задачу. Если это в дальнейшем обнаруживается, то классифицируется как «некорректный вызов» и соответствующим образом наказывается.

Далее. Команда В может принять вызов (и тогда представитель команды В рассказывает решение, представитель А оппонирует, С - рецензирует). В случае отказа проверяется корректность вызова: решение обязана рассказать команда А (и тогда В оппонирует, С - рецензирует). Если вызов некорректен и команда А отказывается рассказывать решение, то отвечает С, оппонирует В, а рецензирует А.
При ответе жюри предоставляет слово отвечающему и дает приоритетное право оппоненту в любом месте прервать отвечающего, чтобы задать вопрос или попросить уточнить неясное место. Остальные члены команд (а тем более болельщики) не имеют права вмешиваться или задавать вопросы. Рецензент обычно получает слово последним. Руководит дискуссией жюри.

Каждая задача оценивается в 12 очков, которые распределяются между отвечающим, оппонентом и рецензентом в зависимости от содержания их выступлений. Если обнаружится некорректный вызов, то из этих же 12 очков выделяются штрафные очки: за некорректный вызов команды А каждая из команд В и С получает до 6 очков (иначе бой может закончиться с отрицательным счетом). Часто все 12 очков получает одна команда: например, когда отвечающий чисто рассказы- вает решение, а оппоненту и рецензенту не к чему придраться и нечего добавить (и поэтому тактически неверно вызывать соперника на простую задачу). Много неприятностей жюри доставляет проблема некорректных вызовов. Команда, вынужденная отвечать в случае проверки корректности ее вызова, иногда рассказывает неверное (неполное, частичное или незаконченное) решение - и жюри приходится «на глаз» оценивать в баллах размер штрафа.

В бою могут участвовать две (например, в случае дезертирства одной из трех команд - бывало и такое), или 4 команды. Для боя двух команд правила совсем упрощаются; для 4 - вводится второй оппонент, и жюри старается обеспечить примерно равное участие команд в игре. Бои наши - внутренние, это не вечный спор Москвы и Питера, например. Поэтому правила могут на ходу в общих интересах корректироваться жюри.

Параллельно с конкурсом команд на наших боях традиционно идет еще и конкурс болельщиков. Задачи для этого конкурса выписываются на доске в начале боя. И болельщики присылают отвечающему за их конкурс члену жюри записки с решениями этих задач, в которых указывается фамилия болельщика и курс за который он болеет (команды могут «болеть за себя»). За первое решение каждой из задач конкурса болельщиков начисляется 2 очка (команде, за которую болеют), за второе решение болельщиком любой из двух других команд - 1 очко (его любимой команде). После каждого тура боя команд, в его технологическом перерыве (пока жюри совещается по поводу оценок тура), оглашаются текущие итоги конкурса болельщиков. Наиболее результативные болельщики (обычно - двое) получают по итогам этого конкурса призы (по традиции - билеты на капустник).

И в заключение - основной принцип организации наших боев. Матбой - это праздник профессионалов, а не шоу для дилетантов. Это означает, например, что задачи составляются так, чтобы сильная команда всегда могла проявить свою силу (см. раздел «Подбор задач»). И если докладчик долго, но по существу дела выступает - жюри даст ему столько времени, сколько потребуется. И все равно, как это будет выглядеть со стороны наблюдателя-дилетанта. Профессионализм- на первом месте, шоу - на втором.

Из истории наших боев

Первые два боя по описанным здесь правилам были проведены на День математика в 1982 и 1983 гг. Архивы тех боев и списки победителей не сохранились. Помнится, среди победителей были Марат Сафаров и Кира Пермякова (Адаричева). Конкурс болельщиков выиграл тогда Толя Рубан - сейчас Анатолий Альбертович этот конкурс на наших боях обычно и ведет. «Держит доску»,- т. е. разгребает и оценивает все что команды за сутки наворотили - как и двадцать лет назад, Дмитрий Германович Фон дер Флаасс, победитель Международной математической олимпиады 1977 г., выпускник ФМШ и ММФ.

Потом деканат принял решение сделать из «скучного» боя шоу в духе Дня математика. Пришли ребята из КБрД, что-то там один раз провели (нас с Дмитрием Германовичем не позвали), и на том все на- долго заглохло. С 2002 г. было решено возродить те бои по старым правилам, и в этом 2005 г. бой был уже по общему счету шестым. В III бою (четырех команд) победила команда 2 курса: Бородихина Надежда (капитан), Ворожейкин Иван, Зарудний Юрий, Касьянова Елена, Марьясов Илья, Русалеев Михаил, Рыков Иван; в IV - она же (уже на 3 курсе), в составе: Касьянова Елена (капитан), Ворожейкин Иван, Зарудний Юрий, Ивирсин Максим, Русалеев Михаил и Турко Тимофей. V-й бой (четырех команд) выиграла команда 1 курса: Макаров Михаил (капитан), Авдюшенко Александр, Волошин Алексей, Кожевников Артем; VI-й - эта же команда (уже на 2 курсе), тем же составом плюс Шпренгер Антон.

д.ф.-м.н А. Г. Качуровский