Официальная страница кандидата на пост ректора НГУ А. Г. Марчука

Программа
  Биография
  Публикации в прессе
  Газета "Университетский проспект"


Прозрачный бюджет, высокая зарплата

Ознакомившись с проектом программы, которая была предложена для публикации, редакция задала несколько вопросов Александру МАРЧУКУ о некоторых конкретных ее деталях.

- Что Вы подразумеваете под словами "прозрачный бюджет"?

- Отвечу как можно короче. Существуют совершенно определенные принципы построения бюджета. Это распределение финансовых средств по статьям - факультеты, различные службы университета и так далее. Принципы такого распределения должны быть четко согласованы и приняты всеми участниками соответствующих процессов в университете.
Бюджет должен быть расписан с той степенью детальности, которая полностью удовлетворит общественность университета - не слишком крупными, но и не слишком мелкими мазками. Иногда излишняя детальность тоже может замаскировывать существо дела.

- В чем именно может заключаться повышение автономии факультетов?

- Важно четко разграничить вопросы, касающиеся компетенции факультетов. Минимизировать вмешательство в вопросы именно факультетского уровня и установить схему принятия решений. Целью должно быть отсутствие бесконечных согласований факультетских решений с администрацией. Речь идет о выработке четкого механизма делегирования ответственности.

Кроме того, есть финансовый аспект этой проблемы. Факультет должен понимать, какими финансами он распоряжается совершенно самостоятельно. Понимать, в каких случаях он может обратиться за финансовой поддержкой к администрации университета. Понимать обоснованность нормативов межфакультетских распределений, которые были приняты. С другой стороны, руководство не должно "доить" факультеты, осуществляя тотальный контроль над тем, не заработали ли они чего лишнего. Роль администрации должна заключаться в том, чтобы понять, что факультеты сделали еще недостаточно хорошо, и помочь им сделать это лучше.

- Какая возможна система стимулов для более широкомасштабной помощи НГУ со стороны выпускников и бизнес-структур?

- Многие внешние бизнес-структуры, в которых выпускники НГУ играют ключевую роль, готовы помочь университету и в образовательном процессе, и в решении каких-то других конкретных проблем. Но их часто отпугивает неуверенность в том, что средства, которые они могут на это выделить, будут использоваться в точном соответствии с их пожеланиями. Это проблема прозрачности бюджета. Должно быть понимание, уверенность в том, что средства пойдут на дело.

- Почему соотношение 1 преподаватель на 4 студентов до сих пор не действует в НГУ?

- Идея о том, чтобы добиться от министерства других нормативов по финансированию образования в НГУ, уже довольно давняя. Что самое главное, это вполне осуществимо. Ряд вузов страны уже переведен в элитную категорию, однако мы к этой категории пока не принадлежим. Почему это так, я не берусь сказать. Наверно, плохо работали. Возможно, имидж НГУ не стоит на должном уровне и Новосибирский госуниверситет для того же министерства и Правительства пока не выглядит таким уж элитным. Но над этим надо очень серьезно работать, и самый главный ресурс, который я здесь вижу, это привлечение СО РАН, областного руководства и аппарата полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе. Это решаемый вопрос.

- Контрактная подготовка ведется в НГУ и сейчас. Какие изменения в этой сфере предлагаете Вы?

- Вопрос с контрактной подготовкой очень непрост и требует того, чтобы к нему вернулись. Контракты ради денег - это очень опасный путь. Он может существенно снизить общий уровень подготовки студентов. Но давать узко специализированную подготовку под конкретный контракт или заказ - дело перспективное. Однако пока не выработана схема, как осуществлять подобное взаимодействие с хозяйствующими субъектами, даже с институтами СО РАН. Институты просто не могут заказывать специалистов, у них нет средств для того, чтобы оплачивать даже какую-то часть образовательного процесса. Но на самом деле они и без того осуществляют огромные вложения теми людьми, теми научными школами, которые участвуют в подготовке специалистов. Взаимоотношения же с коммерческими заказчиками необходимо налаживать.

Кроме того, более разумно было бы вывести контракты на уровень магистратуры. Контрактная подготовка с первого курса плоха тем, что впереди оказывается целый пятилетний цикл. В наших экономических условиях фирма не может точно прогнозировать ситуацию на пять лет вперед. Вместе с тем, ко времени поступления в магистратуру уже четко определяются приоритеты и интересы студентов. Часто уже можно указать их потенциальных работодателей. Все это дает возможность решать вопросы, связанные с контрактами, очень конкретно.

- Как Вы прокомментируете идею создания совместно с СО РАН собственной инфраструктуры инновационного бизнеса?

- Хотим мы этого или нет, но главным звеном в организации высокотехнологичных производств являются институты СО РАН. Кроме того, производства могут возникать и вне стен академических институтов, автономно. Управлять этим процессом в какой-то мере должно Сибирское отделение, но в дальнейшем может быть выработана более гибкая система управления, связанная формированием территории инновационного развития. НГУ, со своей стороны, должен не порождать производства, а готовить специалистов для этих производств.

Но, тем не менее, собственно в инновационных процессах у НГУ есть вполне законное место - например, в области бизнес-инкубации. Однако я против того, чтобы софтовые или какие-либо другие компании порождались при университете. Профессиональная деятельность специалиста у нас ведется в институтах, а не в НГУ.

- Почему зарплата в НГУ до сих пор такая низкая, и где гарантии того, что она повысится?

- Даже по сравнению с новосибирскими вузами в НГУ зарплата слишком мала. Обойти этот вопрос уже невозможно. Сегодня я не имею доступа к реальным университетским финансам, поэтому говорить о точных цифрах пока не могу. Но по мнению моих коллег увеличение зарплаты в 3-5 раз возможно уже в ближайшем будущем. Резервы для этого есть. Это оптимизация расходной части бюджета, перераспределение статей расходов в сторону оплаты труда, получение элитного статуса и существенное увеличение бюджетного финансирования, привлечение всех видов внебюджетных доходов, в том числе и целевых. Есть фонд поддержки преподавателей, есть другие общественные фонды, которые заинтересованы в том, чтобы помочь решить проблему. В первую очередь необходимо увеличить зарплату. Затем выйти на решение жилищных проблем. От решения этого вопроса тоже никуда не спрячешься.

- Хотите ли Вы прокомментировать еще какие-то моменты Вашей программы?

- На сегодняшний день моя программа еще не является окончательным документом. Я готов ее обсуждать. Пользуясь случаем, хочу предложить принять участие в таком обсуждении всем сотрудникам университета. Кроме того, я с удовольствием встречусь с сотрудниками любых подразделений и со студентами.

Все предложения и вопросы можно направить по адресу mag@iis.nsk.su, либо передать мне через деканат ММФ или приемную ИСИ СО РАН.

подготовила Валерия ЖБАНОВА
"Университетский проспект"