Официальная страница кандидата на пост ректора НГУ А. Г. Марчука

Программа
  Биография
  Публикации в прессе
  Газета "Университетский проспект"


Все пути НГУ связаны с наукой

В преддверии будущих выборов ректора НГУ мы поговорили с деканом ММФ Сергеем ГОНЧАРОВЫМ, которого многие считают потенциальным кандидатом.

- Будете ли Вы выдвигать свою кандидатуру на пост ректора?

- Самовыдвижения кандидатов у нас не существует. Так что это вопрос к коллективу и преподавателям НГУ. Право выдвижения предоставлено только Президиуму СО РАН, Ученому совету НГУ и ученым советам факультетов, СУНЦ и ВКИ. Я буду участвовать в выборах только в том случае, если моя кандидатура будет выдвинута и достаточно широко поддержана.

Должен заметить, что некоторые нововведения последнего времени не радуют. Слишком много поменялось у нас в НГУ. И в системе ценностей, и в оценке результатов работы за последние годы. Большие вопросы вызывают и предлагаемые принципы работы университета. В частности, положение о формировании состава конференции. На мой взгляд, предложенный способ не отражает адекватно коллектив профессорско-преподавательского состава НГУ. Другой вопрос - изменение положения деканов в проекте нового Устава НГУ. Мне странно, что новое положение о порядке избрания деканов все-таки было принято Ученым советом НГУ и предложено для утверждения Конференцией НГУ.

Я надеюсь, что, может быть, Конференция и не примет этого нового положения. Хотя определенная апатия в отстаивании своей позиции сейчас свойственна всему населению. Активность начала 90-х ушла в прошлое. Пессимизм связан с недоверием к тому, что твой голос может на что-то существенно повлиять.

Некоторые говорят, что в МГУ деканов избирает Ученый совет университета. Это неправда. Деканы в Московском госуниверситете избираются учеными советами факультетов. Можно посмотреть Устав МГУ на их сервере. И это, конечно же, более правильно, чем та схема, которая предлагается у нас. Ведь декан - это председатель ученого совета факультета, человек, который координирует его работу и проводит решения. По всем нормам ученый совет - это высший орган управления факультета. Когда во главу ученого совета ставится человек извне, то это не совсем нормальная ситуация.

Понятно, что Ученый совет НГУ должен координировать факультеты. Поэтому вполне правильно было бы утверждать кандидатуру декана на общем Ученом совете НГУ по результатам избрания на факультете, но не избирать там декана. Однако сейчас принято предложение внести в проект нового Устава НГУ, что факультет только предлагает кандидатуру, а выборы проводит общий Ученый совет. В принципе, в той формулировке, которая прописана сейчас, допустимо, что кандидатуры могут появляться совсем извне.

Мы забыли, что роль декана НГУ всегда была другой. Это не секретарь при ректоре, который собирает студентов, контролирует их посещаемость и пишет отчеты. Его работа - не писание бумажек. Декан всегда был тем представителем ученого сообщества факультета, который занимается стратегическим планированием. Это разработка учебных планов, подбор профессоров, студенческие наборы на факультет. Тем, насколько он свободен в постановке этих задач, определяется и успех факультета.

В качестве примера я приведу механико-математический факультет. Это крупное подразделение, имеющее достаточно представительный деканат. Каждый из заместителей декана утверждается ученым советом факультета, все они имеют солидный опыт работы и, как правило, ученую степень. Они работают достаточно автономно, полагаясь на свое понимание соответствующих процессов. Круг обязанностей различен - это работа с каждым из курсов факультета, начиная с первого, и научная работа, и внеучебная. Огромное поле деятельности для энтузиастов своего дела. Работают у нас, в основном, люди, которые сами закончили факультет и хотят, чтобы он сохранял свой статус, мировой уровень. Пока это удается. Лучший показатель качества нашей работы - выпускники. Их ценят и в коммерческих фирмах, и в институтах, где они часто становятся ведущими сотрудниками. Они успешно работают во многих университетах. Например, в этом году я принимал участие в работе Государственной аттестационной комиссии в Красноярском госуниверситете. Наших выпускников там действительно настолько много, что они определяют лицо факультета.

- Как, по-вашему, добиться такого уровня молодым факультетам?

- Необходимо ядро, это показывает весь опыт Сибирского отделения. Должна появиться группа ведущих сотрудников, работающих ученых, хороших специалистов в конкретном направлении науки, по которому мы хотим готовить студентов. Это должны быть единомышленники, имеющие общую идею и четкое представление о том, для какого работодателя факультет готовит студентов.

Поэтому-то и важно, чтобы факультеты "вырастали". Новое направление - это группа людей, активно работающих и добившихся определенных успехов в своей сфере. Затем возникает кафедра, отделение и - факультет. Кстати говоря, в западных университетах факультеты большие, там избегают многочисленности административных структур. Для того чтобы обеспечить хорошее управление, совсем не нужно дублировать эти структуры. А самое ценное в любом вузе - это преподаватели, а не администрация.

Но что уже сделано, то сделано. Новые факультеты нужно развивать. Прежде всего постараться привлечь максимальное количество лучших специалистов. Например, юристы могут получить поддержку Института философии и права СО РАН и экономфака. Факультет был создан очень поспешно, и единственный способ выжить - сформировать среду доверия и поддержки. Постепенно это приведет к появлению высококлассного юридического факультета.

Совсем другая ситуация на факультете иностранных языков. Он появился на базе кафедры иностранных языков и отделения английской филологии на ГФ с их прекрасными специалистами. Здесь мы видим нормальный путь развития факультета, соответствующего требованиям нашего университета. ФИЯ появился своевременно и имеет хорошую преподавательскую базу. Но юридический и психологический факультеты такой базой пока не обладают. Пройдет некоторое время, пока они выйдут, по крайней мере, на уровень российской элиты. Для этого нужно, чтобы новые факультеты не застабилизировались на том уровне, который есть сейчас.

Единственным путем успешного дальнейшего развития НГУ должно стать настоящее делегирование ответственности компетентным руководителям подразделений, прежде всего, деканам. Это важно для всех факультетов, но особенно важно уже для классических факультетов, которые объединяют ведущих специалистов институтов СО РАН, имеющих высокий мировой уровень квалификации и опыт исследовательской и преподавательской работы.

Если инициатива наших преподавателей будет задерживаться, мы станем захолустным вузом. Шансов развиваться очень много - это, в существенной мере, связано с развитием наших новых специальностей. Хотя процесс тут далеко не простой. Необходимо постоянно заботиться о тех людях, которые генерируют новые идеи, предлагают нестандартные решения. Сотрудники НГУ - великие энтузиасты. Такая традиция связана еще с основателями нашего Сибирского отделения и университета.

По отношению к НГУ и его высокому уровню всегда существовал пиетет. Сам я считаю, что заниматься наукой можно в любом месте, а вот для работы со студентами, с подготовкой молодых кадров в России, трудно найти место лучшее, чем НГУ. Ребята очень талантливые, по моему личному опыту. Кроме того, к нам обычно идут учиться разносторонние, интересные люди. Да что ходить далеко за примером, ведь тот коллектив, который сформировался в университете - это элита наших выпускников. Лучшие выпускники шли в Сибирское отделение, и они же являются сейчас преподавателями. Здесь есть на кого положиться, но этих людей нужно поддерживать. Новые кадры должны иметь свободную возможность воспринять тот уровень, которым всегда был славен Новосибирский университет.

Я не устану повторять, что НГУ силен именно как академический вуз. Эту планку нельзя снижать и размывать. Сотрудники университета должны активно работать в науке, именно эта работа определяет высокий международный статус нашего вуза. Переквалифицироваться в обычный университет очень легко, слишком легко. Но это безнадежный путь.

На мой взгляд, флагманы высшего образования в России - это Московский и Новосибирский университеты. Недавно президент Российской Академии наук Ю.Осипов совершенно правильно отметил, что в Академии должны быть академические университеты. Для науки должны быть подготовлены серьезные специалисты. С другой стороны, в академических институтах совершаются новые открытия, разрабатываются технологии. Но для внедрения этих технологий нужны свежие силы, владеющие научными знаниями на высоком академическом уровне. Они же могут осуществлять обучение кадров в других вузах. Это поможет начать через российские фирмы, различные предприятия внедрять новые технологии, и уже таким образом, в конечном итоге, производить перестройку нашей экономики. Ведь российское производство сегодня находится на очень низком научном уровне. Одна из проблем - отсутствие специалистов. В чем успех многих коммерческих фирм, которые создавались в среде научно-исследовательских институтов СО РАН? Наверное, в том, что в них работают люди, которые владеют соответствующими знаниями и обладают внушительным интеллектуальным потенциалом.

Поэтому Академия наук немыслима без образовательных центров, университетов в классическом смысле, ведущих подготовку в области фундаментальной науки. Причем не суживая задачу на подготовку специалистов только для себя. Задача заключается в том, чтобы те открытия, которые сделаны в науке, стали достоянием общества. Разработки внутри научно-исследовательских институтов - это крайне небольшая часть в российской экономике.

Главный акцент нужно сделать на специалистах, подготовленных внутри Академии, которые смогут развивать различные производственные предприятия и широко внедрять новые технологии. Именно эта задача была поставлена Ю.С.Осиповым, и наш университет как нельзя лучше подходит для ее выполнения. В новой формулировке Устава НГУ уже сказано, что мы готовим специалистов не только для Сибирского отделения, но и для производственных объединений. Это правильно, и акцент нужно сделать именно на подготовку специалистов для различных новых производств.

- Есть еще факультет журналистики.

- В новосибирских СМИ работает множество опытных журналистов, которые могут помочь осваивать мастерство. Контакты с ними нужно расширять. С другой стороны, есть отличный опыт подготовки журналистов у Московского университета. Все шансы выйти на контакт с ними имеются. Но для этого нужны дружеские отношения, отношения равных партнеров. Особенно большим плюсом это было бы для взаимодействия со средствами массовой информации. Это и практика, и опыт, который можно перенять у людей, работающих профессионально в своей сфере.

Когда создавался факультет журналистики, говорилось, что он будет готовить специалистов, которые смогут более ярко и многогранно освещать результаты, полученные в науке, в Сибирском отделении. Но для этого очень важно создать магистратуру по журналистике для выпускников других факультетов НГУ. Владение базовой научной специальностью позволит им освещать научные разработки на высокопрофессиональном уровне. Например, я хорошо знаю, что о математике довольно трудно писать. Даже для того, чтобы написать научно-популярную статью, не допустив ошибочных упрощений, нужно быть специалистом. Хорошим примером научного журналиста является телеведущий Сергей Капица. Сам выходец из научной среды, он хорошо видит те результаты и достижения, которые важны для общества. Если ставить и решать такую задачу, то факультет действительно будет более ярким и важным для Сибирского отделения и для нашего общества в целом.

Хорошей практикой могло бы стать приглашение ведущих ученых на какой-то ограниченный срок, с тем чтобы они поделились опытом и, так сказать, подняли боевой дух молодого факультета. Создать что-то действительно новое можно только если есть яркие личности.

- Это хорошо, но где же взять деньги? С платных студентов?

- На мой взгляд, попытка решать финансовые проблемы путем увеличения доли платного образования порочна. Главным критерием отбора студентов должен быть уровень абитуриента, нужно принимать только талантливых ребят. Здесь проблемой является сужение ареала. Откуда приезжают к нам абитуриенты? На матфаке сейчас только треть студентов из Новосибирска, но все-таки уменьшился прием абитуриентов, например, из Казахстана. А мы должны собрать лучших людей Сибири и Дальнего Востока. Это не только абитуриенты, но и лучшие магистранты, аспиранты и докторанты.

На более высоком уровне можно отметить, что и правительство, и многие члены парламента понимают, что без науки страна лишена будущего. В Москве известен уровень Новосибирского государственного университета и то, что его нужно поддерживать. Федеральное финансирование НГУ (из разных источников) может быть увеличено.

С другой стороны, при правильном подходе возможно наладить финансирование НГУ от крупных производственных объединений. Но для этого нужно установить серьезные партнерские отношения: например, не пытаться "продавать" своих выпускников. Многие заинтересованы в подготовке или переподготовке кадров под определенные задачи. Скажем, в Корнельском университете фирма IBM бесплатно поставила свои новейшие компьютеры не потому, что это плата за те или иные услуги. Это было одним из способов привлечения выпускников, для которых, к тому же, была создана возможность освоить новую технику и программное обеспечение, научиться внедрять его на предприятиях и вузах. Так формируется равный интерес сторон. Наши выпускники могут поддерживать те или иные конкретные программы. Пока отсутствует только отлаженная и прозрачная информационная среда для таких взаимодействий.

Это важно и для формирования эффективных взаимоотношений с властями на уровне регионов. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе был создан университет при существенной поддержке властных структур региона. Можно пытаться разрабатывать и такие линии взаимодействия по подготовке специалистов различного уровня для них и нахождению взаимно полезного сотрудничества. Более тесное взаимодействие нужно строить и с регионами России, где уже начинают осознавать роль науки и образования в их будущем развитии и которые готовы вкладываться в решение этих задач.

Подготовила Валерия ЖБАНОВА
"Университетский проспект"